Зажигание — различия между версиями
Shark (обсуждение | вклад) (Создана новая страница размером Изображение:11221122.jpg ----) |
Shark (обсуждение | вклад) |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:11221122.jpg]] | [[Изображение:11221122.jpg]] | ||
---- | ---- | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Система зажигания''' - это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление искры в момент, соответствующий порядку и режиму работы двигателя. Эта система является частью общей системы электрооборудования. Первые двигатели (например, двигатель Даймлера) в качестве системы зажигания имели калильную головку (синоним — калильную трубку). То есть воспламенение рабочей смеси осуществлялось в конце такта сжатия от сильно нагретой камеры, сообщающейся с камерой сгорания. Перед запуском калильную головку надо было разогреть, далее её температура поддерживалась сгоранием топлива. В настоящее время таким воспламенением обладают часть микродвигателей внутреннего сгорания, используемые в различных моделях (авиа-, авто-, судомодели и тому подобное). Калильное зажигание в данном случае выигрывает своей простотой и непревзойдённой компактностью. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Узлы системы зажигания''' | ||
+ | |||
+ | '''Датчик момента искрообразования''' | ||
+ | |||
+ | В старых двигателях использовался механический кулачок и контактная группа (прерыватель), разрывающая цепь при определенном положении вала. Это упрощало низковольтную электрическую часть системы до двух проводов - от источника питания до катушки, и от катушки до прерывателя. Недостатком этой системы была крайне низкая надежность контактов прерывателя (возможно, самое ненадежное место в двигателе как целом), их уязвимость для нагара и влаги. | ||
+ | |||
+ | Потому с развитием электроники от прерывателя отказались, заменив его бесконтактными датчиками - индуктивными, оптическими, либо наиболее распространенными датчиками Холла, основанными на эффекте изменения проводимости полупроводника в магнитном поле. Неоспоримое преимущество данных схем - отсутствие необходимости в периодическом обслуживании, за исключением замены свечей зажигания. В таком варианте системы зажигания для выдачи резкого фронта/спада напряжения на катушку необходима электронная схема, делающая это на основании сигнала с датчика. Отсюда название такого варианта - "электронное зажигание". Электронная схема обычно исполнена в виде единого, часто неремонтопригодного узла, известного в просторечии как "коммутатор". | ||
+ | |||
+ | В советских/российских двигателях малого литража (лодочные, мотоциклетные) электронное зажигание применялось с 70х годов, в автомобилях - с ВАЗ 2105 (1980). | ||
+ | |||
+ | |||
+ | '''Центробежный регулятор.''' | ||
+ | |||
+ | Устройство, изменяющее положение шторки бесконтактного датчика или кулачка контактного (а значит, и момент зажигания) в зависимости от оборотов двигателя. | ||
+ | |||
+ | '''Вакуумный регулятор.''' | ||
+ | Устройство, изменяющее положение датчика относительно начального (а значит, и момент зажигания) в зависимости от разрежения во !впускном коллекторе!, т.е. от степени открытия дроссельных заслонок и оборотов двигателя. Обычно включает в себя шланг от узла прерывателя/датчика до карбюратора или впускного коллектора. | ||
+ | |||
+ | Центробежный и вакуумные регуляторы позволяют добиться оптимального момента зажигания во всех режимах работы двигателя. В современных двигалелях вышли из употребления, а задача определения оптимального момента искрообразования переложена на микропроцессор, учитывающий в вычисления также положение дросселей, обороты двигателя, сигналы датчика детонации и т.п. | ||
+ | |||
+ | '''Катушка зажигания (часто называется "бобина")''' | ||
+ | Трансформатор, преобразующий резкий фронт/спад напряжения от прерывателя/коммутатора в высоковольтный импульс. В малогабаритных двигателях (лодочные, мотоциклетные) традиционно использовалось по катушке на каждый цилиндр, соединенной со свечой высоковольтным проводом. В автомобильных же двигателях традиционно использовалась одна катушка и распределитель, однако в некоторых современных двигателях используется по катушке на каждую свечу, при этом катушки выполнены в виде надеваемых на свечи колпачков, конструктивно объединяющих собственно высоковольтный трансформатор и силовой ключ управления, что позволяет отказаться от высоковольтных проводов (двигатели Nissan серии QG, Honda серии L и многих других производителей) и распределителя. Нередко в случае большеобъемных двигателей или двигателей, работающих на обедненных смесях, используют двух- или многоточечный поджиг для уменьшения фазы горения смеси или для повышения надежности (авиадвигатели). В этом случае устанавливается либо два комплекта катушек зажигания и распределителей, либо используется схема с индивидуальными катушками (например, двигатели Honda серии LxxА). Также в двигателях с четным числом цилиндров часто применяется схема с катушкой зажиганиия, содержащей выводы от обоих концов высоковольтной обмотки и соответственно питающей две свечи зажигания, находящихся в цилиндрах, циклы в которых сдвинуты друг относительно друга так, чтобы ненужная в данный момент искра попадала на такт выпуска или продувки. Преимущество - позволяет упростить схему зажигания, в случае двухцилиндровых двигателей - кардинально. | ||
+ | |||
+ | '''Распределитель.''' | ||
+ | Высоковольтный переключатель, вращающийся вместе с распределительным валом двигателя, подключает одну катушку зажигания к нужной в данный момент свече. Обычно исполняется в одном корпусе и на одном валу с прерывателем/датчиком положения вала. Состоит из подвижного контакта (бегунка) и вымя-образной крышки, в которой смонтированы неподвижные контакты. | ||
+ | |||
+ | Вполне надежен, но требует периодической чистки, также трещины крышки часто приводят к неработоспособности двигателя, особенно во влажную погоду, бегунок имеет тенденцию к подгоранию. | ||
+ | |||
+ | '''Высоковольтные провода (на Митсубиши Лансер Х не используются).''' | ||
+ | От катушки к свече, или же от катушки к центру распределителя, и от свечи к окружности распределителя. | ||
+ | |||
+ | '''Свеча зажигания''' | ||
+ | Ввинчиваемая в цилиндр деталь, содержащая в себе искровой промежуток внутри цилиндра и контакт для подключения провода (катушки) вне него. | ||
+ | |||
+ | Непосредственно поджигает смесь в цилиндре. | ||
+ | |||
+ | '''Магнето''' | ||
+ | Генератор с вращающимся постоянным магнитом, статорная катушка которого совмещена с катушкой зажигания, а сам генератор - с узлом прерывателя. Позволяет исполнение всей системы зажигания в виде магнето+высоковольтный провод+свеча без любых других проводов и узлов, в т.ч. без аккумуляторной батареи. Используется в бензопилах, газонокосилках и мопедах, где не применяется замок зажигания с секретным ключом. В некоторых случаях (лодочный мотор "Вихрь") используется магнето с 2 выносными катушками зажигания. | ||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | |||
+ | ---- | ||
+ | [http://faq.lancerx.ru/index.php/%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B8_%D1%81%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F '''Технические термины: Главная страница'''] |
Текущая версия на 14:41, 28 октября 2009
Система зажигания - это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление искры в момент, соответствующий порядку и режиму работы двигателя. Эта система является частью общей системы электрооборудования. Первые двигатели (например, двигатель Даймлера) в качестве системы зажигания имели калильную головку (синоним — калильную трубку). То есть воспламенение рабочей смеси осуществлялось в конце такта сжатия от сильно нагретой камеры, сообщающейся с камерой сгорания. Перед запуском калильную головку надо было разогреть, далее её температура поддерживалась сгоранием топлива. В настоящее время таким воспламенением обладают часть микродвигателей внутреннего сгорания, используемые в различных моделях (авиа-, авто-, судомодели и тому подобное). Калильное зажигание в данном случае выигрывает своей простотой и непревзойдённой компактностью.
Узлы системы зажигания
Датчик момента искрообразования
В старых двигателях использовался механический кулачок и контактная группа (прерыватель), разрывающая цепь при определенном положении вала. Это упрощало низковольтную электрическую часть системы до двух проводов - от источника питания до катушки, и от катушки до прерывателя. Недостатком этой системы была крайне низкая надежность контактов прерывателя (возможно, самое ненадежное место в двигателе как целом), их уязвимость для нагара и влаги.
Потому с развитием электроники от прерывателя отказались, заменив его бесконтактными датчиками - индуктивными, оптическими, либо наиболее распространенными датчиками Холла, основанными на эффекте изменения проводимости полупроводника в магнитном поле. Неоспоримое преимущество данных схем - отсутствие необходимости в периодическом обслуживании, за исключением замены свечей зажигания. В таком варианте системы зажигания для выдачи резкого фронта/спада напряжения на катушку необходима электронная схема, делающая это на основании сигнала с датчика. Отсюда название такого варианта - "электронное зажигание". Электронная схема обычно исполнена в виде единого, часто неремонтопригодного узла, известного в просторечии как "коммутатор".
В советских/российских двигателях малого литража (лодочные, мотоциклетные) электронное зажигание применялось с 70х годов, в автомобилях - с ВАЗ 2105 (1980).
Центробежный регулятор.
Устройство, изменяющее положение шторки бесконтактного датчика или кулачка контактного (а значит, и момент зажигания) в зависимости от оборотов двигателя.
Вакуумный регулятор. Устройство, изменяющее положение датчика относительно начального (а значит, и момент зажигания) в зависимости от разрежения во !впускном коллекторе!, т.е. от степени открытия дроссельных заслонок и оборотов двигателя. Обычно включает в себя шланг от узла прерывателя/датчика до карбюратора или впускного коллектора.
Центробежный и вакуумные регуляторы позволяют добиться оптимального момента зажигания во всех режимах работы двигателя. В современных двигалелях вышли из употребления, а задача определения оптимального момента искрообразования переложена на микропроцессор, учитывающий в вычисления также положение дросселей, обороты двигателя, сигналы датчика детонации и т.п.
Катушка зажигания (часто называется "бобина") Трансформатор, преобразующий резкий фронт/спад напряжения от прерывателя/коммутатора в высоковольтный импульс. В малогабаритных двигателях (лодочные, мотоциклетные) традиционно использовалось по катушке на каждый цилиндр, соединенной со свечой высоковольтным проводом. В автомобильных же двигателях традиционно использовалась одна катушка и распределитель, однако в некоторых современных двигателях используется по катушке на каждую свечу, при этом катушки выполнены в виде надеваемых на свечи колпачков, конструктивно объединяющих собственно высоковольтный трансформатор и силовой ключ управления, что позволяет отказаться от высоковольтных проводов (двигатели Nissan серии QG, Honda серии L и многих других производителей) и распределителя. Нередко в случае большеобъемных двигателей или двигателей, работающих на обедненных смесях, используют двух- или многоточечный поджиг для уменьшения фазы горения смеси или для повышения надежности (авиадвигатели). В этом случае устанавливается либо два комплекта катушек зажигания и распределителей, либо используется схема с индивидуальными катушками (например, двигатели Honda серии LxxА). Также в двигателях с четным числом цилиндров часто применяется схема с катушкой зажиганиия, содержащей выводы от обоих концов высоковольтной обмотки и соответственно питающей две свечи зажигания, находящихся в цилиндрах, циклы в которых сдвинуты друг относительно друга так, чтобы ненужная в данный момент искра попадала на такт выпуска или продувки. Преимущество - позволяет упростить схему зажигания, в случае двухцилиндровых двигателей - кардинально.
Распределитель. Высоковольтный переключатель, вращающийся вместе с распределительным валом двигателя, подключает одну катушку зажигания к нужной в данный момент свече. Обычно исполняется в одном корпусе и на одном валу с прерывателем/датчиком положения вала. Состоит из подвижного контакта (бегунка) и вымя-образной крышки, в которой смонтированы неподвижные контакты.
Вполне надежен, но требует периодической чистки, также трещины крышки часто приводят к неработоспособности двигателя, особенно во влажную погоду, бегунок имеет тенденцию к подгоранию.
Высоковольтные провода (на Митсубиши Лансер Х не используются). От катушки к свече, или же от катушки к центру распределителя, и от свечи к окружности распределителя.
Свеча зажигания Ввинчиваемая в цилиндр деталь, содержащая в себе искровой промежуток внутри цилиндра и контакт для подключения провода (катушки) вне него.
Непосредственно поджигает смесь в цилиндре.
Магнето Генератор с вращающимся постоянным магнитом, статорная катушка которого совмещена с катушкой зажигания, а сам генератор - с узлом прерывателя. Позволяет исполнение всей системы зажигания в виде магнето+высоковольтный провод+свеча без любых других проводов и узлов, в т.ч. без аккумуляторной батареи. Используется в бензопилах, газонокосилках и мопедах, где не применяется замок зажигания с секретным ключом. В некоторых случаях (лодочный мотор "Вихрь") используется магнето с 2 выносными катушками зажигания.