Передний привод
Передний привод — конструкция трансмиссии автомобиля, при которой крутящий момент, создаваемый двигателем, передается на передние колёса.
Впервые серийно был применен в 1929 году в США на автомобиле Cord L29[1]. Массовое распространение получил в шестидесятые и семидесятые годы. В настоящее время является наиболее распространённым, особенно на относительно небольших автомобилях.
Варианты компоновки автомобиля с передним приводом
По ориентации силового агрегата
Пример компоновки. Комопновка с продольным расположением силового агрегата В настоящее время относительно редко встречается, но является основной скажем для автомобилей Audi. Ранее была весьма распространена.
Такая компоновка обычно применяется, когда необходимо разместить в моторном отсеке относительно длинный двигатель — например, именно этими соображениями руководствовались проектировщики автомобиля «Москвич-2141» с такой компоновкой. Кроме того, её преимущества — равная длина полуосей передних колёс благодаря симметричному расположению главной передачи и, при расположении двигателя перед ведущей осью, меньшая длина тяг к коробке передач, что позволяет сделать переключение более чётким.
Компоновка с поперечным расположением силового агрегата
В настоящее время, наиболее распространена. Исторически, сложилась в шестидесятые годы, один из первых представителей — Mini. Используется в настоящее время всеми отечественными серийными переднеприводными автомобилями.
Главный плюс — компактность, отсюда же вытекает и минус — в небольшом объёме находится большое количество агрегатов, что затрудняет проектирование, производство и ремонт автомобиля. Кроме того, в такой компоновке невозможно размещение длинных двигателей (например, I6), а полуоси передних колёс получаются неравной длины, что приводит к появлению дополнительных торсионных (действующих на скручивание) сил в одной из них и, как следствие, неравномерному их износу.
Двигатель в блоке с трансмиссией расположен поперечно.
По расположению двигателя относительно ведущей оси
С расположением двигателя перед ведущей осью
Центр масс силового агрегата располагается перед ведущей осью, за пределами колёсной базы. В настоящее время это решение наиболее распространено.
Такая компоновка позвляет дополнительно нагрузить передние (ведущие) колёса, то есть, частично избавиться от существенного недостатка переднего привода — малого сцепного усилия на ведущих колёсах, как следствие — худшей разгонной динамики, проходимости и способности преодолевать подъёмы по сравнению с задним. Кроме того, расположенный перед ведущим мостом двигатель лучше охлаждается и не отнимает пространство салона.
Недостатки компоновки являются прямым следствием её преимуществ. Увеличение загрузки передней оси может навредить развесовке автомобиля в целом, что отрицательно скажется на управляемости. Особенно чувствителен этот эффект при продольном размещении двигателя. Помимо этого, длина переднего свеса получается наибольшей по сравнению с другими схемами, опять же — особенно это проявляется при продольно расположенном двигателе. Длинный передний свес ухудшает геометрическую проходимость, усложняет маневрирование при парковке.
На практике, конструкторы обычно в каждом конкретном случае стараются найти оптимальный компромисс между хорошей динамической нагрузкой на ведущую ось и соображениями общей балансировки. Например, у отечественного «Москвича» модели −2141 на переднюю ось приходилось 62 % массы автомобиля, а на заднюю — 38 %, что считается приемлемым результатом для переднего привода.
С расположением двигателя за ведущей осью
В этой схеме центр масс силового агрегата расположен за ведущей осью, внутри колёсной базы.
Такая схема была распространена на раннем этапе становления переднеприводной компоновки. Так, её использовали первые серийные переднеприводные автомобили — такие, как Cord L29, Citroen TA, DKW. Это было связано с относительной простотой реализации, а также довольно хорошей развесовкой по осям — двигатель располагался близко к центру автомобиля, и задняя ось оказывалась также нагруженной. Кроме того, конструкторы опасались излишне удлинять передний свес, ухудшив этим проходимость.
Однако, минусы этой компоновки столь значительны, что в настоящее время она не используется. В первую очередь, она не обеспечивает достаточной загрузки передних (ведущих) колёс, оосбенно при разгоне и движении в гору, когда она особенно нужна; например, вышеупомянутые «Корды» имели некоторые затруднения при движении на подъём. Кроме того, силовой агрегат отбирает пространство у салона, а охлаждение его часто бывает затруднённым — например, это было характерно для имевшего такую компоновку Citroen DS.